Рынок товаров повседневного спроса – один из самых конкурентных и давно сформированных. Существует мнение, что маркетинговые решения, разрабатываемые для потребительских товаров, являются самыми революционными. По существу же, весь классический маркетинг и возник с появлением индустрии товаров повседневного спроса.
Товары повседневного спроса отличаются от прочих прежде всего тем, что потребитель часто покупает такие товары, без особых раздумий и с минимальными усилиями при выборе. Это такие товары, которые относительно дёшево стоят, быстро продаются и используются в течение ограниченного времени.
Среди товаров повседневного спроса можно выделить множество групп, но я бы остановился на 3-х: Во-первых это – Основные товары, которые покупатели приобретают постоянно. Например, кетчуп «Heinz» и зубная паста «Colgate». Во-вторых это – Товары импульсной покупки, которые приобретаются без предварительного планирования или поиска. Часто таких товаров в корзине покупателя может быть даже больше количества основных товаров. В третьих это – Предметы крайней необходимости. Их покупают, когда в них возникает острая потребность.
Говоря о рынке товаров повседневного спроса важно выделить несколько особенностей, таких как высокая оборачиваемость товаров. Покупатели регулярно совершают покупки таких товаров и определенно имеют устоявшуюся модель потребления. Потребительские продукты имеют достаточно низкую маржинальность продаж. В общем существует две стратегии. Это низкий объем продаж и высокая прибыль или высокий объем продаж и низкая прибыль. Покупка товаров повседневного спроса обычно является постоянной покупкой, часто становится привычной рутиной. Это конечно снижает интерес и внимание аудитории к процессу покупки и непосредственно к свойствам товара. Покупатели тратят минимум времени на процесс выбора товара.
Для рынка товаров повседневного спроса свойственны сезонность, динамичность, высокая конкуренция, постоянная борьба за лидерство. Чтобы удержать свои позиции на этом рынке, компании постоянно ротируют марки товаров, расширяют свой ассортимент, выводят на рынок новые продукты.
Поговорим о рынке товаров повседневного спроса в России сегодня. Прежде всего рынок характеризуется большей сложностью. Ключевые федеральные сети достигли трети рынка, и их консолидация продолжается. На рынок вышли новые игроки — магазины-специалисты, которые всего за несколько лет превратились в ключевых участников.